О последствиях бездорожных поездок по Ольхону.

21 марта 2011 - Ольхон

«Автомобилизация» россиян идет невиданными темпами. Число автомобилей растет буквально на глазах. При этом многие наши сограждане, особенно - обладающие высоким достатком, полагают, что при покупке дорогого внедорожника всю отечественную природу они получают в качестве бесплатного приложения. Выезжая за город, они движутся, куда захотят, без всяких дорог, ограничителем служат лишь технические характеристики машины. Маломорским берегам, включая ольхонские, особенно не повезло - леса здесь мало, на многие холмы и горы можно подняться прямо в машине. Но в целом это беда многих российских регионов. Задыхающийся от многолюдства Краснодарский край не так давно даже обращался в Государственную Думу с проектом закона, запрещающего проезд автомобилей по природному ландшафту вне дорог. Парламентарии (очевидно, сами не чуждые такой езде) лишь весело посмеялись над тёмными провинциалами, указав, что внедорожники и предназначены для езды по бездорожью.
А между тем в Европе никому и в голову не придет мысль гонять, где вздумается, вне дорог. Слишком разорительным оказывается такое удовольствие для тамошних лихачей. Но Россия и в данном вопросе движется своим путем. К чему это привело на Ольхоне и в Приольхонье? Все степные распадки и склоны покрыты густой сетью несанкционированных автомобильных дорог разной степени «наезженности». Вот, к примеру, как выглядит склон недалеко от паромной переправы. Несравненно чаще встречаются колеи от пока еще 1-2 кратного проезда по степи и склонам. В ходе таких поездок уничтожается растительный покров, включающий редкие степные растения, например, реликтовый ковыль галечниковый , уникальные лишайники  и мхи , разрушается почва. Гибнут под колесами степные насекомые, «краснокнижные» змеи  и земноводные, птичьи гнезда.
Но особенно нравится таким автомобилистам езда по песчаным дюнам, которые в Иркутской области есть только на Ольхоне , и пляжам . Например, в 2008 г. гражданин, прокопавший колесами на пляже глубокую колею , на вопрос - почему все ставят машины и палатки в лесу, а он расположился прямо на пляже, ответил: «Они не хотели сюда выезжать, а вот я хотел» и пояснил: «Я юрист, законы знаю, вы мне ничего не сделаете». К 2010 г. целые автостоянки, расположенные прямо на пляже, стали обычным явлением. И что в итоге? Растительность песков исчезает. Площадь песчаных массивов, незакрепленных корнями растений, с каждым годом увеличивается, дюны приходят в движение и угрожают построенным рядом с ними объектам. А главное - гибнут под колесами эндемичные (т. е. встречающиеся только здесь и нигде более) растения, чьими местообитаниями являются пески. Единственная на Ольхоне (а значит, и в мире) крупная популяция включенного в Красную книгу России астрагала ольхонского, находящаяся в урочище Песчанка, с каждым годом несет все больший урон от машин и квадроциклов. Черепоплодник щетинистоватый растет лишь на песчаных байкальских пляжах. Его основные ольхонские местообитания, расположенные на пляжах заливов Хужирский, Тагай и в урочище Семь Сосен, испытывают все больший автомобильный «пресс». Таких примеров можно привести много.
И совсем непонятно - зачем было колесить летом 2010 г. по единственному на острове сырому лугу, который примыкает к Хужирскому заливу ? Кто-то получил от этого удовольствие, а пострадали чибисы, бекасы и другие гнездящиеся здесь птицы, были разогнаны останавливающиеся на отдых во время летних миграций (начинаются в июле) разнообразные тундровые кулики. Ну а там, где проезд к берегу заграждает лес - едут между деревьями, давя кустарники и подрост. В районе Сарайского залива ежегодно пробиваются все новые лесные дороги, машины теперь можно увидеть в самых неожиданных местах, куда еще недавно было не проехать. Специфическая проблема Ольхона - соблюдение охранного режима его заповедной зоны. Она охватывает значительную часть восточного берега острова, гору Жима, леса в его центральной части, Нюрганскую губу на западном побережье. По закону режим ее охраны такой же, как в заповедниках, т. е. запрещена любая деятельность, а на посещение требуется разрешение администрации ПНП. Но в реальности - в районе Нюрганской губы заповедную зону пересекает бесконтрольный поток автомобилей, движущихся на мыс Хобой. В лесу у берега здесь много туристических стоянок. Где есть дороги, невзирая на режим, движется автотранспорт, по тропам (в частности на гору Жима) без всяких разрешений идут пешие группы. Очень часто гидами моторизированных и пеших групп выступают местные жители. Про какие-либо запреты они слышать не хотят. «Мы здесь родились (живем) - ходили и будем ходить там, где хотим!» Ну, а глядя на них, точно также себя ведут и приезжие гиды, включая организаторов фототуров. Аншлагов на границах заповедной зоны очень мало, их регулярно ломают.


 

Елена # 31 августа 2011 в 09:00 0
Похоже что и нам надо присоединяться к нашим соседям из Красноярского края. И постоянно говорить, говорить и говорить об этом. Если мы будем молчать и не стучаться в коридоры власти со своими требованиями, то точно ничего не изменится. Действительно, люди с большим кошельком очень часто полагают, что они цари и боги и поэтому могут творить все,что захотят. Многим из них ничего не стоит перехать человека (примеров тому немало), а уж сломать деревце или вытоптать кустарник так это плевое дело. Да и кто заметит. Говорить о том, что не стало культуры у наших людей, наверное, бессмысленно. Об этом и так кричат на каждом углу. Выход, как мне кажется, только один - жестко контролировать. Понятно, что возле каждого куста милиционера не поствишь и на каждом дереве камеру не повесишь, но хотя бы самые уникальные природные памятники нужно охранять. Да сделать штрафы по-больше, чтобы не повадно было.
Стас # 24 октября 2011 в 10:16 0
Да толку-то от этих разговоров. Ну и поговорили и что. Нужно принимать более действенные меры. И наказывать в первую очередь нужно рублем, а во вторую репутацией. Как-то по телеку видел, что в одном из городов стали развешивать на банерах фото тех, кто не платит алименты своим детям. Говорят, что эффект был колоссальный. Еще бы! Кому захочется перед всем городом красоваться по не очень хорошему поводу. Можно было бы перенять этот опыт. Я думаю, вот тогда бы точно были результаты. Нескольких поймают, а остальные уже начнут опасаться. По крайней мере задумаются. А говорить, это все равно что воду в ступе толочь.
Alekus # 15 ноября 2011 в 09:49 0
У нас спокойно через людей перезжают, а вы про какие-то там травы говорите. Там где нельзя ездить нужно ставить шлагбаумы, только так можно перегородить проезд и ограничить движение автомобилей. Просто закрывать в наглую и все. Писать табличку, типа ребята извините дальше только а велике или пешком и все. И такие шлагбаумы, чтобы сломать нельзя было. А так надеяться что кто-то там начнет вдруг смотреть где он едет ну это смешно ей богу. У нас через людей не моргнув глазом перезжают и скрываются, а тут какие-то там растения. Возле каждого куста тоже по полицейскому не поставишь. Да даже если и поставишь, то все равно только коррупции больше станет, а толку мало. Поэтому я предлагаю просто перекрывать подъезды там, где нельзя ездить и ставить ограждения по краям дороги, чтбы ни влево ни вправо, а только прямо.